• English
Информационная поддержка: 146 и +375 17 239-02-39

МУЗЫКА СТАГОДДЗЯЎ

Календарь 2015 года продолжает серию «Памятаем пра мінулае, рухаючыся ў будучыню» и посвящен красивой, немного необычной для такого носителя теме, - «Музыка стагоддзяў».

В календаре собраны и представлены яркие примеры музыкального наследия Беларуси: музыкальные инструменты ручной работы из экспозиции Историко-культурного музея-заповедника «Заславль», а также компакт-диск с записями композиций в исполнении современных белорусских коллективов.

Специально для календаря «Музыка стагоддзяў» была организована фотосъемка музыкальных инструментов и исторических реквизитов на базе Историко-культурного музея-заповедника «Заславль». Национальная библиотека Республики Беларусь предоставила описания наиболее знаковых музыкальных инструментов, представленных в календаре.

В итоге, проект получился масштабным и неожиданно увлекательным.

Сегодня мы благодарим всех наших партнеров, без которых календарь «Музыка стагоддзяў» просто не состоялся бы:

§ Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» в лице директора Николая Пограновского и главного хранителя Александра Рака - за предоставленную возможность использовать в календаре экспонаты музея;

§ Национальную библиотеку Республики Беларусь в лице заместителя директора Александра Суши – за подготовку качественного профессионального контента;

§ Студию дизайна «Коллекшн» в лице директора Константина Ващенко и коммерческого директора Дмитрия Макася – за отличный дизайн календаря и организацию качественной печати;

§ Национальный центр интеллектуальной собственности – за содействие в формировании выборки музыкальных произведений в исполнении современных белорусских коллективов;

§ Предприятие «Глобал СД» - за качественную запись и подготовку компакт-дисков;

§ Белорусских музыкальных исполнителей и коллективы, которые помнят о своих «корнях», своей истории и несут эти знания широкой аудитории слушателей, создавая прекрасные аранжировки белорусских народных песен;

§ Мастеров и народных умельцев, которые продолжают создавать рукотворные музыкальные инструменты.

«БОЛЬШОЕ СПАСИБО!»

Мы предлагаем совершить виртуальное путешествие по календарю.

Рис. 1. Обложка календаря «Музыка стагоддзяў»

Данный календарь имеет две основные задачи:
1. Представить аутентичные музыкальные инструменты из наиболее богатой и репрезентативной коллекции Историко-культурного музея-заповедника «Заславль»;
2. Предложить прослушать современные белорусские музыкальные композиции, созданные на материалах белорусского фольклора.

Такой подход позволяет максимально наглядно показать важность сохранения традиций прошлого для успешного развития, направленного в будущее.
Мы ПАМЯТАЕМ ПРА МІНУЛАЕ, РУХАЮЧЫСЯ Ў БУДУЧЫНЮ.

Рис. 2. Январь: музыкальный инструмент «Окарина».
Мастер - Белозерцев, 1991, д. Деровное, Столбцовский р-н, Минская обл.

Окарина – духовой музыкальный инструмент типа флейтовых. Был изобретен в Италии в ХІХ веке и завоевал большую популярность в других странах. В начале ХХ века окарина активно использовалась белорусскими музыкантами, особенно в западных и центральных районах современной Беларуси. Инструмент имеет глиняный корпус-резонатор с одной свистковой и 8-10 игровыми отверстиями. Звучание окарины мягкое, нежное, довольно тихое. Используется как для сольной игры, так и для игры в ансамбле.

Рис. 3 Февраль: музыкальный инструмент «Бубен».
Мастер – Пётр Ясинский. 1950-е гг., д. Куровец, Вилейский р-н, Минская обл. Экспонат Минского областного краеведческого музея.

Бубен – ударный музыкальный инструмент, который изготавливают путём натягивания кожаной мембраны на одну из сторон деревянного (реже – металлического) обруча. К бубну также могли быть подвешены колокольчики, бубенчики, а в отверстиях обруча парами размещали подвижные металлические бляшки, которые дополняли звучание мелодичным звоном. Во время игры музыкант бил по мембране бубна пальцами, ладонью, кулаком, коленом или деревянной колотушкой, также тряс или же интенсивно тёр шкуру бубна. С давних времен бубен широко использовался в разных концах света, он хорошо известен по всей территории Беларуси.

Рис. 4. Март: музыкальный инструмент «Мандолина».
Первая четверть ХХ
века, Западная Европа.

Мандолина – небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент с выпуклым резонаторным корпусом овальной формы. Возник в XVII–XVIII веках на основе итальянской лютни, но имеет более короткую шейку и четыре пары струн. Струны мандолины, обычно, перебирают не пальцами, а медиатором в технике тремоло (быстрым многоразовым повторением одного короткого звука для получения длинного), поэтому инструмент даёт звонкое, чистое и одновременно мелодичное звучание. В Беларуси использовалась с ХІХ века для домашнего и публичного исполнения, сольно и в народных ансамблях.

Рис. 5. Апрель: музыкальный инструмент «Трещотка».
Мастер – Яков Шевчук. 1989 год, г. Береза, Брестская обл.

Трещотка – самозвучный народный музыкальный инструмент, с шумным и трескучим звучанием. При его раскручивании гибкая пластина, закрепленная в деревянной рамке, ритмично бьётся о ребристый валик. Так получается сильный сухой звук. В старину трещотки были также средством быстрого оповещения о чрезвычайном событии (происшествии) и еще – инструментом для загона зверей на охоте. Трещотки также использовались в обрядовых представлениях на Коляды и Масленицу.

Рис. 6. Май: музыкальный инструмент «Жалейка».
Мастер – Виктор Кульпин. 1991 год, г. Минск

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент. Название инструмента происходит от белорусского слова “жаль”, поскольку его звучание воспринималось, как жалобное, тоскливое. Жалейка известна во всех регионах Беларуси, она имела разные названия (“жалейка”, “дудка”, “пищик”, “чаротка” и др.), изготавливалась из разных материалов: дерева, коры, стеблей тростника, гусиного пера, коровьего рога и др. Объединяла все эти инструменты наличие звукообразовательной детали – одинарного язычка, или “пищика”, который при выдохе воздуха начинает колебаться, исторгая пронзительный звук. Жалейка считается одним из самых популярных и узнаваемых белорусских народных музыкальных инструментов.

Рис. 7. Июнь: музыкальный инструмент «Скрипка».
Мастер – Иван Лаленко. 1973 год, г. Гомель

Скрипка – смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент высокого регистра. Форма скрипки сложилась на основе европейских и арабских народных музыкальных инструментов и окончательно закрепилась в Италии в XVI веке. В Беларуси она известна под названиями “скрипка”, “скрипа”, “скрипица”, “скрипуля”. Отечественные мастера делали их как путём выдалбливания из цельного куска дерева, так и путём сбора из отдельных деталей. В разных регионах нашей страны скрипка использовалась музыкантами и для сольного исполнения, и для игры в народных ансамблях. В результате без скрипки не проходил почти ни один народный праздник.

Рис. 8. Июль: музыкальный инструмент «Погремушка».
Мастер – А. Лучай. 1990 год, г. Гомель

Погремушка – белорусский народный музыкальный инструмент, известный на территории Беларуси с XIII–XIV веков. Первоначально её корпус делали из глины, позже основным материалом стало дерево. В качестве грузиков-язычков, подвешенных внутри корпуса-резонатора, использовались камешки, горох, боб, зерно, деревянные шарики. Противоположный ручке бок корпуса мог закрываться кожаной мембраной, а грузики – засыпаться в середину. В древности игра на погремушке могла выполнять магическую функцию (отгонять злых духов), а также – являлась детской забавой и средством быстрого оповещения при чрезвычайных ситуациях.

Рис. 9. Август: музыкальный инструмент «Гармонь».
Неизвестный мастер. 1930-е гг., г. Заславль, Минская обл.

Гармонь – сложный по устройству клавишно-пневматический инструмент, который состоит из двух деревянных корпусов, мехов для воздуха и механики для извлечения звуков (клавиш, резонаторов и стальных планок с язычками). Особое распространение гармони в Беларуси произошло во 2-й половине ХІХ – начале ХХ веков под влиянием музыкальной культуры Германии, Польши и России. Гармонь стала одним из самых популярных и распространённых музыкальных инструментов. Её звучание создавало эффект многозвучия и живости, благодаря чему она стала участницей почти всех народных праздников. Гармонь использовалась как для игры соло, так и в составе народных ансамблей.

Рис. 10. Сентябрь: музыкальный инструмент «Трещотка».
Мастер – Яков Шевчук. 1989 год, г. Береза, Брестская обл.

Трещотки – старинный народный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких (от 14 до 20) соединенных между собой одинаковых прямоугольных дощечек. Во время игры на трещотках, когда музыкант по очереди поднимает один край инструмента, а другой опускает, появляется громкий трескучий звук. В результате многоразового столкновения дощечек получается целостное продолжительное звучание (техника тремоло). В зависимости от быстроты движения исполнителя возможна градация звуков. В старину игра на трещотках могла выполнять магическую функцию (отгонять злых духов), а также являлась детской забавой.

Рис. 11. Октябрь: музыкальный инструмент «Дудка».
Мастер – Яков Шевчук. 1989 год, г. Береза, Брестская обл.

Дудка – духовой флейтовый музыкальный инструмент. Представляет собой деревянную цилиндрическую трубку, длиною 20–50 см, в один конец которой вставлена пробка с отверстием для вдувания воздуха. В основной части дудки сделаны одно свистковое и 4–10 игровых отверстий. Дудка известна во всех регионах Беларуси как пастуший и профессиональный музыкальный инструмент, который музыканты сохраняли и использовали на протяжении всей своей жизни. Существовали поверья о необычной силе воздействия музыки дударей на всё живое и неживое.

Рис. 12. Ноябрь: музыкальный инструмент «Цимбалы».
Мастер – Осип Гулько. 1933 год, д. Липки, Мядельский р-н, Минская обл. После войны верх был переделан П. Лакуцевичем из Мядельского р-на.

Цимбалы – многострунный ударный инструмент. Над его плоским корпусом-резонатором в форме трапеции натянуты стальные струны, удары по которым специальными палочками-“крючками” дают широкую звуковую палитру. Размер корпуса может варьироваться между 750 и 1150 мм для нижней основы трапеции, 500 и 950 мм – для верхней, 250 и 400 мм – для боковин. Количество рядов струн на цимбалах – от 12 до 24, а количество струн в ряду – от 3 до 8 (чаще всего 3–4). История цимбал насчитывает около трёх тысяч лет и охватывает в первую очередь страны Азии, Центральной и Восточной Европы. Белорусском литературном наследии XVI века уже имеются упоминания о цимбалах. С цимбалами нередко ассоциируется образ белорусской народной музыки, поэтому в ХХ веке они были введены в состав отечественных профессиональных ансамблей.

Рис. 13. Декабрь: музыкальный инструмент «Бубенцы».
Неизвестный мастер. Конец Х
ІХ-начало ХХ вв., Щучинский р-н, Гродненская обл.

Бубенцы – старинный народный музыкальный инструмент, известный с Х–ХІ веков по всей территории Беларуси под разными названиями: “шархуны”, “шорхи”, “шимры”, “шумки”, “шелестуны”, “бубенцы”, “бомы”. Представляет собой набор разных по величине пустотелых металлических шариков с дробинкой (дробинками) внутри. Шарики имели крестоподобные прорези с круглыми отверстиями на концах, а также - ушко в верхней части для фиксации. Разные размеры и толщина стенок отдельных бубенцов давали разное звучание. В старину бубенцы использовались и как деталь женского убора - крепились к венкам, ожерельям, поясам, башмакам. Позже ипользовались, как праздничный элемент конской сбруи.