Поиск по сайту
Поиск по сайту
Пенсионная карта Белинвестбанка
Оформить
Кредит «Всегда под рукой»
Оформить
Вклад «Отличный Плюс»
Оформить
Сравнение вкладов
  • Вклад «Отличный Плюс»
  • Срочный отзывный вклад «Пенсионный»
  • Безотзывный вклад «Накопительный +»
phone map search
Поиск по сайту

«Бизнес за Великой Китайской стеной» с Белинвестбанком

08.11.2018

Цикл образовательных вечеров, запущенный Белинвестбанком в марте текущего года, продолжил клиентский вечер, главной темой которого стало обсуждение возможностей белорусских экспортеров на китайском рынке. «Бизнес за Великой Китайской стеной» – своим видением ситуации с гостями – представителями крупных белорусских компаний – поделился Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Китайской Народной Республике Кирилл Рудый. 

Легкая музыка, напоминающая перезвон льдинок зимой, атмосферные декорации, практика в каллиграфии и хореографическое искусство Китая – это лишь внешние атрибуты, которые предшествовали серьезному разговору о том, как выйти на китайский рынок, найти свободные ниши и понять, где скрываются острые подводные камни китайского экономического чуда.

Раскрыть новые возможности и горизонты для ведения собственного бизнеса, найти особенности и «изюминки» белорусского и китайского менталитетов и возможные совпадения между ними, пожелал всем присутствующим Председатель Правления ОАО «Белинвестбанк» Андрей Бриштелев. Он порекомендовал гостям обратить особое внимание на проблемы, с которыми традиционно сталкиваются предприятия в начале своего делового сотрудничества с китайскими партнерами. «Мы заинтересованы в вашем успехе, в успехе вашего бизнеса. Поэтому с удовольствием делимся со своими партнерами знаниями, которыми обладают наши друзья».

По мнению Кирилла Рудого, прежде чем «замахнуться» на рынок Китая, необходимо изучить цифры и факты, характеризующие страну.  Как правило, первое впечатление о Китае всегда критическое. Затем может наступить стадия эйфории, находясь в которой человек начинает думать о том, что в Китае возможно все. И только третья стадия, которая заключается в детальном изучении страны, ее экономики, культуры, менталитета, может помочь осмыслить и понять свое место и роль в Китае.

Вот лишь несколько фактов, которые описывают состояние китайской экономики и рынка в целом:

Доля Беларуси в поставках в Китай невысока – 0,03 %. Но, несмотря на это, возможности для белорусского бизнеса в Китае все же есть.

Основные ниши и конкурентные преимущества для белорусских предприятий на китайском рынке:

Продукты питания – основная ниша, которая открылась в прошлом году и активно наращивается. Беларусь – единственная страна, которая достаточно длительно проходила карантинные процедуры. В результате состоялась регистрация 50 белорусских молочных компаний, 2 производителей говядины и 5 компаний-производителей мяса птицы. Все это составило так называемый «зеленый» экспорт нашей страны. Относительно небольшое время доставки продукции из Беларуси в Китай с использованием железнодорожных контейнеров – от 8 до 10 дней – позволяет ей быть достаточно конкурентоспособной по цене. Для примера: молоко продается еще до поставки продукции, говядина – за один день.

Продукты деревообработки в Китае входят в число наиболее быстрорастущих статей импорта. Причина происходящего – введение с 2017 года ограничений многих регионов Китая на использование (переработку) собственной ресурсной базы. Поэтому многие китайские компании обратились за рубеж, чтобы получить доступ не только к ресурсам, но и размещению производств по переработке данного вида продукции на территории иностранных государств. Преимущества Беларуси здесь очевидны. В стране есть ресурсная база. Более того, белорусские цены сопоставимы с мировыми. Объемы рынка и заключение долгосрочных контрактов делают эту нишу также привлекательной для белорусского бизнеса. 
 

Интегральные схемы – еще одна ниша для белорусских экспортеров. В Китае существует специальная программа, направленная на развитие искусственного интеллекта и внедрение современных высоких технологий в производство, сельское хозяйство и т.д. Собственных высоких технологий у Китая нет. Поэтому основная статья импорта – интегральные схемы (247 млрд. долларов США ежегодно). В Беларуси есть технологии, которыми интересуются в Китае. Главная проблема белорусской стороны, по мнению Кирилла Рудого, – неумение «коммерциализировать» и масштабировать экспорт данного вида продукции. В такой ситуации, безусловно, важно вовлечение бизнеса в данную тематику, что позволило бы более широко открыть эту нишу.

Информационные технологии – сфера, на которую также стоит обратить пристальное внимание белорусским экспортерам. В 2017 году цифровая экономика составила порядка 30 % ВВП Китая. 24 % – это IT-сфера, интегрированная в промышленность, в сельское хозяйство, в сферу услуг. В Китае 800 млн. интернет-пользователей. Каждый месяц их число увеличивается на цифру, аналогичную числу всех интернет-пользователей в Беларуси. 
 

Образование – еще одна ниша, набирающая популярность в последнее время. Китай – самый большой поставщик студентов за рубеж. Ежегодно на обучение за границу выезжает 600 тысяч студентов. Половина из них обучается в США. В Беларуси – около 2 тысяч студентов ежегодно. Основные специальности, которые выбирают жители Китая, – русский язык и литература, а также культура. Менее популярно экономическое образование и технические специальности.

Путешествия и шопинг. Китайцы очень любят путешествовать. Основная цель их поездок – покупки! Больше купить, чтобы больше сэкономить – основной девиз китайского шопинга. В среднем один китаец, который выезжает в США, тратит во время одной поездки 3 тыс. долларов (без перелета и проживания). В год за границу из Китая выезжает около 130 млн. человек. Половина из этого числа приходится на поездки в страны Азии, поскольку у них схожая культура, кухня. В Европейский союз едет порядка 10 % жителей Китая. Беларусь в прошлом году посетили 3 тыс. человек.

Белорусская равнинная природа является диковинкой для китайских туристов. Популярен военный и «красный» туризм – посещение туристических объектов, связанных событиями Великой Отечественной войны и коммунизмом. Особым интересом пользуется Беловежская пуща и живописность белорусских озер. А еще в Беларуси есть небо – то, чего нет в Китае по причине усиленного промышленного развития и смога.

Основной клиент из Китая для белорусских компаний, которые хотят развиваться в сфере туризма, – это «транзитник», который летит в Европу за покупками и, побывав во многих странах мира, решает на 2-3 дня остановиться в Беларуси для того, чтобы познакомиться с ней и полюбоваться ее природой.

Одним из недостатков, на который жалуются китайцы, приезжая в Беларусь, – невозможность рассчитываться сотовыми телефонами и смарт-часами. По мнению жителей страны восходящего солнца, наличные деньги и кошелек – это пережитки прошлого. 

Однако если говорить о расчетах карточками, то здесь Белинвестбанку есть что предложить китайским туристам. В январе текущего года на территории Беларуси заработала международная платежная система JCB. В Китае находится более 10 млн. держателей карточек JCB. Теперь все они могут без особого труда совершать по ним различные операции на территории Республики Беларусь и не переживать за финансовую часть отдыха. В планах – расширение сети: подключение других банков через процессинг Белинвестбанка, что позволит еще больше охватить рынок Беларуси и сделать пребывание китайский туристов на территории нашей страны еще более комфортным.

Как реализовать все эти многочисленные возможности на китайском рынке?

1. Маркетинг и участие в выставках. В год в Китае проходит по 3-4 форума, куда для участия приглашается белорусский бизнес. 5-10 ноября в Шанхае пройдет крупнейшая выставка, которая подготовлена специально для того, чтобы все желающие страны представили на ней свою импортную продукцию.

2. Железнодорожные перевозки в рамках инициативы «Один пояс и один путь». За последние 2,5 года перевозки с использованием железнодорожных контейнеров выросли в 9 раз. Сейчас все железные дороги из Китая в Европу проходят через Беларусь. При этом железнодорожные контейнеры можно загружать любой продукцией. 

3. Привлечение китайских инвестиций.

В завершении Кирилл Рудый порекомендовал тем, кто только собирается выходить на рынок Китая, первым делом найти личного переводчика, который хорошо владеет китайским языком и его диалектами. Это лишь первый шаг, но он значительно поможет приблизится Вам к Китайскому Чуду.

Если вы заинтересованы в финансировании международной торговли и развитии своего бизнеса в Китае, Белинвестбанк предоставит для этого все необходимые инструменты и окажет всестороннюю поддержку.

Заместитель Председателя Правления ОАО «Белинвестбанк» Игорь Борейко и заместитель Председателя Правления ОАО «Белинвестбанк» Сергей Лунегов.