Поиск по сайту
Поиск по сайту
Пенсионная карта Белинвестбанка
Оформить
Кредит «Всегда под рукой»
Оформить
Вклад «Отличный Плюс»
Оформить
Сравнение вкладов
  • Вклад «Отличный Плюс»
  • Срочный отзывный вклад «Пенсионный»
  • Безотзывный вклад «Накопительный +»
phone map search
Поиск по сайту

Всего день понадобился читателям, чтобы узнать клиента, забывшего деньги в кассе «Белинвестбанка»

25.07.2018

«Белинвестбанк разыскивает клиента, который оставил крупную сумму денег в приходно-расходной кассе в пятницу 29 июня 2018 года. Инцидент случился в столичном ЦУМе по адресу: г. Минск, пр. Независимости, 54». Это сообщение появилось на сайте Банка 9 июля 2018 года. Помочь с поисками согласился информационный портал Onliner, а после информацию растиражировали другие СМИ. Всего день понадобился читателям, чтобы узнать клиента, забывшего деньги в кассе «Белинвестбанка». Кто этот человек, вернут ли ему деньги и когда это случится? Журналисты собрали простые, но очень актуальные вопросы «о забывчивости клиентов». Управляющий дирекцией ОАО «Белинвестбанк» по Минску и Минской области Игорь Ищенко на них ответил.

Управляющий дирекцией ОАО «Белинвестбанк» по Минску и Минской области Игорь Ищенко

— У вас есть статистика, в чью пользу чаще всего совершаются ошибки? Вот вы обратились с фото клиента, и это был чуть ли не первый раз в году. А в обратном порядке (когда кассир ошибается в пользу клиента) — происходит каждый месяц.

– Если судить по тем публикациям, которые периодически появляются в СМИ, действительно складывается ощущение, что кассиры ошибаются постоянно. На самом деле тех, кто сам оставляет деньги, не меньше, просто об этом не говорят. Как правило, клиенты, забывшие деньги, очень быстро сами возвращаются (обращаются) в банк за забытыми деньгами. А в обратном случае, за редким исключением, клиентов приходится разыскивать. Мы забываем зонты и сумки у прилавков магазинов, а в терминалах и возле касс платежные карты и кошельки. Слишком быстрая и насыщенная событиями сейчас жизнь. Человек, совершая операцию с наличными или платежной карточкой, успевает поговорить по телефону, почитать новости или назначить пару встреч и внести их в календарь. А невнимательность, вернее переключение внимания на одно, второе, третье, – ведет к рассеянности и ошибкам в том, что делаешь здесь и сейчас.

— Какова ответственность кассира в том случае, если клиент забыл деньги?

– Если клиент забыл деньги, ответственности кассира в этом нет, он не совершал никаких противоправных действий. Обнаруженные забытые деньги кассир передает в банк для отражения на соответствующих счетах как излишки. Его задача только в этом. Более того, кассир не обязан даже напоминать клиенту о необходимости пересчета денежных средств. Тем не менее возле каждой кассы в любом банке Вы найдете примерно такое объявление: «Заявление о недостаче или выявлении банкнот, монет, имеющих признаки подделки, не подлежит удовлетворению, если наличные деньги не были пересчитаны в присутствии уполномоченного на это представителя Банка». Если говорить простым языком, считайте деньги, не отходя от кассы. Ваше право не пересчитывать, но тогда при выявлении недостачи денежных средств включается стандартная процедура: заявление в Банк и разбирательство, анализ произошедшей ситуации. В итоге то, что можно было исправить сразу, затянется на какое-то время.

— Когда ошибается клиент и не забирает деньги. Есть ли у кассира физическая возможность оставить лишние деньги себе?

– Физически кассир никак не присвоит себе денежные средства, которые забыл клиент. Запись с камер видеонаблюдения ведется постоянно не только снаружи, но и внутри кассы. При возникновении любых вопросов ответы на них находятся довольно быстро.

— Когда кассир ошибочно выдает деньги, какие меры банк предпринимает в первую очередь? Или сразу обращается в милицию? Мало приятного в том, когда не по твоей ошибке твое фото появляется среди разыскиваемых, будто ты преступник. Не слишком ли? 

– В данном случае мы говорим об ответственности как кассира, так и человека, который забрал то, что ему не принадлежит. Понятно, что бывают ситуации, когда мы не пересчитываем сумму, которую получаем, или пересчитываем механически, кладем наличные в кошелек и уходим.  А замечаем значительно позже. Деньги следует вернуть, об этом, мне кажется, можно даже не говорить. При добровольном возвращении лишних денег никакие правовые и юридические последствия не грозят.

Если же человек решает поступить иначе, он осознает, что совершает правонарушение. В таких случаях в действиях клиента усматриваются признаки уголовно-наказуемого деяния – мошенничества. По статье 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь за мошенничество предусмотрены различные наказания, в том числе и лишение свободы на длительный срок. 

Что касается кассира, в случае выдачи лишних денежных средств он несет за это ответственность. С каждым кассиром заключен договор об индивидуальной материальной ответственности и, если выявлена недостача и не найден клиент, которому ошибочно выдали лишние деньги, то он в рамках этого договора должен возместить недостающую сумму. При этом банк проводит тщательное разбирательство таких ситуаций, устанавливает причины, повлекшие за собой просчет, чтобы в будущем минимизировать операционные риски. Приходя на должность кассира в Банк, человек четко понимает степень ответственности, он работает с ценностями. 

Фото Onliner.by

— На сколько напряженный график работы у кассира?

– Мы все работаем в соответствии с нормами трудового законодательства. Что касается кассиров, в течение рабочей смены, кроме времени перерыва на обед, у них предусмотрены технические перерывы на отдых. Такие перерывы происходят не реже, чем каждые 2 часа. Их продолжительность – 10–15 минут. Режим работы кассы с указанием периодичности и продолжительности перерывов обязательно размещен в зоне видимости клиентов.

А ошибки, которые бывают у кассиров, говорят о том, что мы люди, а не машины, хотя и машины дают сбой в работе. В кредитно-финансовой сфере это называется операционный риск. Высококвалифицированные специалисты анализируют причины и вырабатывают действия по его минимизации.

— Как осуществляется поиск клиента, забывшего наличные в кассе?

– Как мы уже говорили, кассир обязан отразить излишки средств в соответствующих документах. И не важно, он их обнаружил сам или о забытых деньгах в передаточном устройстве кассы сообщает человек, стоящий следующим в очереди. Дальше запускается следующая процедура: деньги, забытые клиентом в кассе, размещаются на отдельном счете и к ситуации подключается специалист управления по работе с ценностями. В его обязанности входит оперативный анализ сложившейся ситуации: выявление операции, на которой произошел инцидент, просмотр и сопоставление данных с записями камер видеонаблюдения, поиск клиента по информации, сохранившейся в платежном документе. Проще всего, когда при совершении операции указано имя клиента и паспортные данные, найти его не составляет труда. Найти клиента, забывшего деньги, можно и по конечному получателю платежа. При необходимости к поискам подключается служба безопасности Банка, а иногда приходится обращаться в СМИ.

— Клиент забыл деньги, добросовестный кассир сдал их в банк. Дальнейшая судьба суммы?

– У каждого банка своя учетная политика. У нас в Банке деньги приходуются в кассу и размещаются на отдельном счете, специально для этого открытом. По законодательству срок исковой давности составляет 3 года. Срок приобретательной давности – 5 лет. Это значит, что на протяжении такого отрезка времени клиент может обратиться в Банк с заявлением о возврате денежных средств. В Банке были подобные случаи, когда клиенты забывали деньги, но они сами обращались в Банк, писали заявление. Мы анализировали данные, возвращали забытое и нас благодарили!

— Сколько дней уходит на возврат денег?

– 15 дней – официально установленный срок для рассмотрения любого рода обращения, это общий порядок в стране. Но Банк никогда специально не затягивает решение подобных вопросов. Если касса находится в здании Банка, запись с камер видеонаблюдения для разбора сложившейся ситуации доступна в тот же день или максимум на следующий рабочий день. Так что, день–два и он получает деньги. Но если необходимо делать запрос для получения записи с видеокамер удаленных рабочих мест, а именно такая ситуация произошла с нашим клиентом (в комментариях читателей было много нареканий на то, что мы долго не сообщали), времени понадобиться больше. Кроме того, процесс затянулся еще и из-за длинных выходных (празднование Дня Независимости Республики Беларусь).

— Клиент, забывший эти деньги, иностранец, находится за границей. Как будете поступать?

– Данный случай – уникальный для Банка. На следующий день после публикации заметки на портале Onliner было несколько откликов читателей, которые узнали по фотографии забывчивого клиента. По предоставленной ими информации, это гражданин другого государства, который уже уехал из Беларуси, именно поэтому он не вернулся назад за забытыми деньгами.

В соответствии с установленным в Банке порядком возврат денег производится по письменному обращению клиента с рассмотрением обстоятельств, подтверждающих принадлежность непосредственно ему забытых денег. Проще говоря, клиент лично приходит в Банк с заявлением и документом, подтверждающим личность.
Прецедент для Банка заключается в том, что человека нет в нашей стране, а денежная операция совершалась без каких-либо документов, позволяющих идентифицировать клиента, есть только видеозапись. Так как по имеющейся информации в ближайший год посещение Беларуси он не планировал, нам предстоит определить варианты действий, которые не будут противоречить законодательству, по скорейшему возврату денег. Ни клиент, ни мы не заинтересованы в затягивании процесса.

Белинвестбанк благодарит читателей портала Onliner за помощь в поиске клиента.