Перейти к содержанию

«Количество женских проектов, которые поддержал Белинвестбанк, выросло вдвое»

18.02.2019

14 февраля заместитель Председателя Правления Белинвестбанка Сергей Лунегов побывал в гостях у журналистов радиостанции «Сталiца». В прямом эфире программы «Сталiчны госць» топ-менеджер порассуждал о развитии женского предпринимательства в Беларуси и рассказал о том, почему банк поддержал проведение первого женского саммита «Ты можешь!». 

Для вас понятия женщина и бизнес – созвучные и гармоничные?

Сегодня это словосочетание ни у кого не вызывает негативную реакцию. Все больше и больше женщин у нас становятся бизнес-леди. Они пробуют себя в различных сферах и делают это достаточно успешно, составляя вполне неплохую конкуренцию нам, мужчинам.

Ключевое слово в понятии «женский бизнес» для Вас все же какое? 

Слово «бизнес» является основой, а какой он – это уже вторично. И принципы ведения любого бизнеса – будь то женский или мужской – одни и те же.

Белинвестбанк оказывает поддержку женщинам в бизнесе с 2016 года. Можно сказать, что у вас есть определенный опыт. Какие тенденции характерны для последнего времени? Как развивается женский бизнес?

Если сравнивать 2017 год с прошедшим 2018 годом, то количество проектов, которые поддержал Белинвестбанк, выросло вдвое. Это значит, что в 2 раза больше женщин всего лишь за 1 год пришли в Белинвестбанк за поддержкой в расчете на то, что мы поможем реализовать их смелые начинания финансово, консультационно, т.е. подставим надежное плечо в непростых ситуациях.

Существует рейтинг самых богатых селф-мейд-вумен. Они работают в самых разных сферах, начиная от моды и косметики, где женщины традиционно реализуют свои карьерные амбиции, до биотехнологий и космоса. В нашей стране таких примеров высокотехнологичного женского бизнеса все же не так много?

Все относительно. Наверное, и в той же Америке не все женщины занимаются космосом и высокими технологиями. Да, наверное, традиционно женский бизнес – это бизнес, который ближе к самим женщинам. Это и парикмахерское искусство, и флористика, она может быть связана и с сельским хозяйством, пошивом одежды. Но в нашей практике есть случаи, когда женщина может заниматься сугубо мужским бизнесом, высокими технологиями в том числе. Как пример можно привести научные разработки и исследования в области производства растворов для контактных линз. Также женщины, наши клиенты, довольно успешно занимаются и автомобильным бизнесом, являются дилерами, например, большегрузных машин. 

Есть ли у Вас статистика, которой гордится банк?

Да. Только за 2018 год мы инвестировали в проекты, связанные с женским бизнесом, более 50 млн. долларов США.

Достаточная ли это сумма для масштабов Беларуси?

В первую очередь, наверное, рынок диктует объемы и определяет ту потребность, которая необходима для финансовой поддержки. Учитывая те тенденции, которые сложились в последнее время, это хорошая цифра. Кроме того, не только Белинвестбанк занимается кредитованием женского бизнеса в стране. Поэтому, я думаю, что в целом по Республике Беларусь эта цифра достаточно высокая и в текущем году, учитывая тенденции, она будет значительно увеличена.

Можно так сказать, что Вы соглашаетесь с мыслью, что «слабому полу» поддержка все-таки необходима, чтобы начать какое-то дело?

Любому человеку нужна поддержка. И в семье нужна поддержка, и в бизнесе. Наверное, традиционно мужчины более смелые, может быть, более спонтанно принимают решения. Если говорить о главном отличии женского бизнеса от мужского – это принятие более взвешенного решения. Женщины даже не 7 раз подумают, а один раз отрежут. Они могут 17 раз подумать и только один раз отрезать. 

Но ведь нет такого понятия как «поддержка мужского бизнеса»?

Мужчинам свойственно традиционно заниматься своим делом, быть добытчиком. И ни у кого язык не повернется сказать, что мужчин надо как-то поддерживать. Но мужчины бывают разные.

Есть ли четкое разделение женского и мужского стилей ведения дел?

Бизнес должен соответствовать определенным правилам. А мужские они или женские – это уже вторично.

Я так понимаю, не одна Беларусь идет по этой дороге? Тенденция «втягивания» женщины в бизнес-пространство всемирная?

Да, и проводником ее в основе своей стал Европейский банк реконструкции и развития, с которым мы плотно сотрудничаем с 2016 года. И, собственно, с его подачи и при его поддержке было реализовано много проектов за счет выделения специальных кредитных линий. Также ЕБРР оказывает и консультационную поддержку на определенных условиях. Получается, что речь идет не просто о прямом финансировании, но и помощи опытным советом.  Для этого нанимаются специалисты соответствующего профиля, благодаря которым у бизнеса открывается второе дыхание. Если кому-то интересно, то на сайте Белинвестбанка есть вся необходимая информация по этому поводу.

У банка есть собственные проекты по поддержке женского предпринимательства?

У нас есть задумка организовать Женский клуб. На площадке Белинвестбанка будут оказываться консалтинговые услуги силами банка, будут приглашаться специалисты, проводиться различные семинары. Но это планируется в будущем.

Что самое главное для того, чтобы женщина начала развиваться в бизнесе? Идея или команда?

Я бы добавил – желание. Это самое главное. Потому что многие женщины занимаются каким-то хобби. Кто-то крестиком может вышивать, и из этого тоже можно сделать бизнес, кто-то лепит, кто-то рисует, кто-то хороший организатор. Поэтому главное – желание. 

Случаются ли такие случаи, когда бизнес-леди стартап организовала, но со временем он пришел к краху?

Знаете, не только женщинам, но и мужчинам свойственно ошибаться. И у каждого человека должно быть право на ошибку. И ничего нет страшного в том, что стартап не развился в успешный бизнес-проект и не принес тех результатов, на которые рассчитывал собственник. Такое бывает. Но лучше, как говорится, сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

Как вы считаете, является ли в Беларуси предпринимательство престижной, желанной профессией? Уважают ли людей с предпринимательской жилкой в обществе?

Я думаю, что общество позитивно относится к этим людям. В целом, фотография человека, который занимается бизнесом, все больше носит позитивный и радужный характер. Как следствие – меняется отношение к предпринимателям.

Есть такая статистика, согласно которой в белорусском бизнесе женщин даже больше, чем мужчин. Правда, они сконцентрированы в малом и среднем сегменте. Это верно?  

Если говорить о Белинвестбанке, то в нашей клиентской базе 36 % женского бизнеса. Это женщины, которые являются или руководителями, или собственниками предприятий. Да, наверное, если говорить о крупных компаниях и корпорациях, там традиционно руководство – это все-таки мужчины. Но собственниками микро- и малого бизнеса, а также индивидуальными предпринимателями сегодня в большинстве своем являются женщины.

О чем это свидетельствует, на Ваш взгляд? Неужели большой бизнес не выдерживает женских стратегий? Есть же такое понятие «женская стратегия ведения бизнеса», есть мужская.

Нет особых правил для женского бизнеса или для мужского. Они все примерно одинаковые. Исторически мужчины занимались бизнесом еще с 90-х гг. Женщины активней стали проявлять себя совсем недавно. Поэтому и росли мужчины быстрее, чем женщины-предприниматели.

То есть у женщин все еще впереди?

Я думаю, что с таким темпом они еще обгонят мужчин.

Интересная статистика по Швеции и Финляндии. Там до 40 % в совете директоров разных предприятий – женщины. Немного меньше во Франции, Великобритании и США, там до 20 %. Но у нас же еще меньше. Если заглянуть в будущее, верите ли Вы в то, что соотношение мужских и женских бизнесов будет примерно 50 на 50? 

Это было бы здорово.

Истории о внезапном успехе. Возможно ли это? Или бизнес – это все же и риск, и упорный труд, такой долгий-долгий путь?

Из ничего ничего не бывает. Да, конечно, мы, наверное, слышали все о том, что иногда кому-то как снег на голову сваливается наследство. Но таких случаев один на миллион. Поэтому все остальное достигается только развитием и упорным трудом. И только потом будет результат. 

Полную версию программы «Сталiчны госць» с участием заместителя Председателя Правления Белинвестбанка Сергея Лунегова можно послушать здесь.

Напомним, 3 марта в Минске состоится первый женский саммит «Ты можешь!». На одной площадке он соберет успешных и начинающих бизнес-леди нашей страны. Кроме того, будет организована его онлайн-трансляция. Самая главная идея саммита – помочь женщине в любой точке Беларуси начать свое дело. Безусловно, это мероприятие для тех, у кого уже созрел первичный план, но отсутствует решительность для его воплощения. С этим барьером поможет справиться атмосфера воодушевления и многочисленные истории успеха, которые подготовили организаторы женского бизнес-форума. Кроме того, саммит поможет завести полезные знакомства, в том числе и со специалистами нашего банка. Вовремя заданные вопросы и полученные на них ответы помогут бизнесу с самого старта обрести твердую финансовую почву под ногами.