Перейти к содержанию

Андрей Бриштелев: «Цифровая трансформация начинается с головы»

13.11.2019

Последние несколько лет банковская система претерпевает большие изменения, основой которых является цифровая трансформация. И это не столько о технологиях, сколько о пересмотре подходов к управлению, корпоративной культуре, взаимодействию с клиентами. О том, какие вызовы несет с собой диджитализация и как на них реагировать, журналу «Дело» рассказал Председатель Правления ОАО «Белинвестбанк» Андрей Бриштелев.  

– Андрей Степанович, сегодня многие говорят о digital-трансформации в контексте автоматизации процессов. Насколько верно такое суждение?

Цифровая трансформация начинается прежде всего с готовности руководителей ставить высокую и амбициозную планку, мыслить шире, изучать новое быстрее, чем конкуренты. Это своеобразный вызов, ведь как только мы начинаем оцифровывать какие-то бизнес-процессы, по цепочке они тянут за собой другие изменения.  И самое главное, что этот процесс невозможно остановить. 

Серьезным стимулом для продвижения идеи цифровой трансформации в нашей стране стала Межбанковская система идентификации (МСИ), которая позволяет клиентам, единожды пройдя процедуру аутентификации в одном из банков, обслуживаться с помощью дистанционных каналов в любом белорусском кредитно-финансовом институте.

Белинвестбанк первым реализовал возможность использования МСИ в таком формате для обслуживания корпоративных клиентов. Благодаря данной технологии потребители могут дистанционно заключить договор с нашим банком и полноценно пользоваться не только расчетно-кассовым обслуживанием, но и другими онлайн-сервисами.

– Платежный сервис Оплати, который Белинвестбанк недавно вывел на рынок, это тоже продукт цифровой трансформации? Может ли он стать полной альтернативной банковской карте?

– Сервис Оплати, основанный на использовании QR-кодов, работает без банковской карточки. По сути – это электронные деньги на виртуальном кошельке, который хранится на вашем смартфоне. Вы бесплатно устанавливаете приложение, пополняете кошелек с карты любого банка и в онлайн-режиме оплачиваете покупки, производите оплату через ЕРИП, переводите деньги друг другу и параллельно общаетесь как в обычном мессенджере. И все это без комиссий.

Создавая это приложение, мы не изобретали велосипед. Платежные сервисы на основе QR-кодов давно отлично зарекомендовали себя в Японии и Китае, где с помощью таких приложений посредством смартфона можно расплатиться за товары и услуги в магазинах, кафе и даже с уличными торговцами. Мы создали подобное IT-решение с учетом особенностей отечественного законодательства, технологических возможностей и потребностей клиентов. Это белорусская разработка, аналогов которой пока нет в нашей стране.

– Виртуальный кошелек – хорошая приманка для мошенников. Как в связи с этим решается вопрос безопасности?

– В Оплати мы используем последние мировые разработки, позволяющие полностью обеспечить безопасность. Внедрены специальные системы, в том числе и криптозащиты, где подбираются уникальные коды, которые постоянно генерируются и меняются. Если по QR-коду прошла оплата, он сразу уничтожается и больше в системе не появится.

– На Ваш взгляд, какое будущее у системы Оплати?

– Думаю, она получит достаточно широкое распространение, поскольку позволяет с большим комфортом распоряжаться финансами, чем любой другой сервис или приложение.

Хорошие возможности Оплати открывает, например, при совместном сборе средств: для покупки необходимых обучающих материалов, если ваш ребенок посещает кружки или секции; на подарок коллеге на день рождения; для проведения различных мероприятий. Создается один групповой кошелек, который могут пополнять все участники группы. С его помощью сбор средств происходит мгновенно, не требуется составление списков, вы не ищете возможности передать деньги или перевести без комиссии. Когда необходимость в кошельке отпадает, его можно удалить, при этом история его использования остается.

Бизнесу эта система помогает экономить средства на эквайринге. Индивидуальным предпринимателям не нужно теперь приобретать или брать в аренду кассовые аппараты – достаточно смартфона либо считывающего устройства чтобы получить денежные средства за товары или услуги.

Неудивительно, что сегодня мы ежедневно получаем до 500 запросов на подключение от физических и юридических лиц.

– Получается, ваши клиенты готовы к изменениям и живут в одном ритме с банком?

– Они не просто готовы. Скажу больше: у нас много проектов, которые мы делаем совместно с нашими клиентами. И я хочу поблагодарить их за то, что, во-первых, с пониманием относятся к нам в тот момент, когда мы совершенствуем какие-то бизнес-процессы или отрабатываем технологии. А во-вторых, за то, что сами вносят предложения по усовершенствованию обслуживания. И здесь важно уметь слушать и слышать клиента. А это, как показывает практика, не одно и то же. Мы стараемся не только услышать потребителей наших услуг, но и решить их проблемы.

Например, у нас есть крупный корпоративный клиент, который обслуживается в нескольких банках. Ему доставляло большое неудобство подключаться попеременно то к одному, то к другому интернет-банкингу, меняя ключи доступа электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Учитывая его запрос, мы нашли технологическое решение, которое позволяет без дополнительных усилий через USB-HUB подписывать документы разными ЭЦП без замены ключей, а также управлять временем сеанса работы в системе. Клиент остался доволен, получив удобный сервис для проведения платежей. Мы же в свою очередь использовали эти наработки для усовершенствования обслуживания других клиентов в нашем Интернет-банкинге для юридических лиц. Более того, мы улучшили его настолько, что теперь все участники групп компаний, филиалов и крупных холдингов под управлением материнской компании могут работать в системе под одним уникальным логином и открывать личные кабинеты одновременно из нескольких закладок одного браузера.

По сути, тесное взаимодействие с клиентом дало синергетический эффект и расширило наши возможности по упрощению и оптимизации банковских процессов.

– Насколько охотно сейчас банки инвестируют в инновации?

Все охотно вкладываются, но у каждого разные финансовые возможности. Кто-то может найти хорошее и дорогое решение, и акционеры выделят на него средства. Кто-то не может, поэтому использует более простые и менее дорогие решения. При этом для всех главный принцип при выборе информационной технологии – прежде всего безопасность как для банка, так и для его клиентов. Если этот принцип не соблюдается, то какой бы инновационной ни была разработка, она не будет использована в банковском бизнесе.

– Какие основные барьеры вы видите на пути успешного внедрения процесса цифровой трансформации?

Я считаю, что все ограничения заложены в нас самих. Цифровая трансформация начинается с головы. С принятием Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» у нас созданы все условия, чтобы внедрять новые технологии в большом объеме и непрерывно. Самое главное – понимать, для чего это необходимо, насколько востребовано и какого эффекта вы хотите добиться.

– Можно ли говорить о том, что сейчас конкуренция за клиента лежит в плоскости сервиса, а не продукта?

– Здесь невозможно ответить однозначно. Продукт по-прежнему важен. Например, на рынке продолжают появляться карточки с интересными системами бонусов. И мы это тоже делаем. Наш последний карточный продукт – JOKER с 5 % мани-бэком – яркое тому подтверждение.

Вместе с тем все банки хотят удивить потребителей новыми разработками и решениями. И каждый в этой гонке стремится быть первым. Конечно, в определенный момент, когда на рынке появляется какая-то новинка, ее быстро копируют или преподносят с небольшим апгрейдом, но опять-таки из-за запросов клиентов: почему в другом банке есть, а у вас еще нет?

Сейчас ситуация на банковском рынке напоминает скачки, где эпизодически кто-то вырывается вперед, а кто-то, наоборот, на время замедляет ход для реализации масштабных проектов, чтобы затем оказаться в фаворитах.

Например, наш проект Оплати от момента возникновения идеи до запуска протестированной версии разрабатывался более полутора лет. Не скрою, когда мы только начинали над ним работать, были опасения, что подобное IT-решение могут вывести на рынок наши коллеги. И тогда наша разработка стала бы неактуальной. К счастью, все сложилось: мы первыми запустили такое решение. Однако это не значит, что через какое-то время у нас не появятся конкуренты, мы это прекрасно осознаем.

– Новое экопозиционирование и диджитализация банка – как связаны эти процессы?

Можно сказать, что это процессы взаимодополняющие друг друга. Разрабатывая концепцию ЭкоЛогичности, мы не рассматривали ее только с позиций «зеленых» инициатив. За основу мы взяли внутреннее состояние самого человека, его принципы, образ мышления. Помните, как у Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»

Начинать нужно с себя.

Наша концепция ЭкоЛогичного банка базируется на принципах, с одной стороны, осознанного существования, с другой – комфортного. Это и доверительные долгосрочные взаимоотношения с клиентами и партнерами, создание удобных, качественных и безопасных продуктов и услуг, формирование комфортной корпоративной культуры, активная социальная позиция, и, конечно, бережное отношение ко всему тому, что нас окружает.

Реализовывать эту идею мы начали с внутренних банковских процессов, интегрируя принципы ЭкоЛогизации в корпоративную культуру и стратегию развития банка. Понимаем, что это процесс не быстрый и не простой, тем не менее необходимый.

Как это связано с диджитализацией? Очень просто: человек должен все время развиваться, получать новые знания, эмоции и впечатления – это тоже часть ЭкоЛогичности. Дистанционное банковское обслуживание, как часть процесса цифровой трансформации, экономит время пользователя. А это самый ценный ресурс, который каждый может потратить на себя, свои увлечения, родных и близких людей, путешествия и т.д.

Время уходит очень быстро. И мы, создавая новые сервисы, по сути, даем нашим клиентам дополнительное время на реализацию своих желаний.

– Когда можно будет сказать, что диджитализация Белинвестбанка состоялась?

– Думаю, что в такой формулировке данная фраза не прозвучит никогда.

Понимаете, диджитализация не какое-то разовое преобразование. Это единственный верный путь непрекращающегося развития в постоянно меняющемся мире. Скорость изменений сегодня настолько высока, что стоит ненадолго остановиться – и вас обойдут конкуренты. При этом не важно, каких успехов вам уже удалось добиться к этому моменту. Все наработки и регалии мгновенно останутся в прошлом, как только вы снизите обороты.

Мы приступили к разработке стратегии развития банка на ближайшие 5 лет. Несмотря на то, что уже сделано, цифровая трансформация проходит сквозь нее красной нитью. Возможно, в будущем этот процесс будет иметь слегка иное название. Но суть его – переосмысление всех бизнес-процессов и переход к использованию новых инструментов – не изменится.