Перейти к содержанию

Не телефонный разговор, или о чем никогда не спрашивают банковские работники

Внезапный звонок телефонного мошенника – это прекрасная возможность застать человека врасплох, не оставить ему времени подумать и выманить данные карточки или побудить жертву самостоятельно перевести деньги на «нужный» счет. Телефонное мошенничество – это целая индустрия со своими колл-центрами, четким разделением труда и отшлифованными методами социальной инженерии. В рамках проекта «Есть вопрос. Финансовая азбука 2.0» – 5 основных вопросов про телефонных мошенников и способы защиты от них.

Как действуют телефонные мошенники?

Никто не изобретает велосипед, практически все действуют по одной накатанной схеме: обескуражить, войти в доверие, напугать, получить информацию с целью дальнейшего присвоения ваших ценностей или денежных средств. Чаще всего они представляются работниками банка (как правило, службы безопасности), называют вас по имени, утверждают, что с вашего карт-счета только что была переведена определенная сумма денег, что-то произошло с вашим вкладом или кто-то пытался войти в ваш личный кабинет Интернет-банкинга.

В этом телефонным мошенникам помогает теория вероятности: у многих из нас имеются карты крупнейших банков или вклады там же, а значит можно легко угадать и «попасть в цель».

Далее сценарий зависит от фантазии и возможностей: вас могут попросить сообщить данные платежной карточки, одноразовый код безопасности из СМС или установить приложение на ваш смартфон по присланной ссылке. Но все эти операции ведут к одному исходу – злоумышленники похитят ваши деньги.

Помним! Сотрудники банка никогда не звонят с просьбой озвучить данные банковской карточки, коды, а также установить на ваш телефон какие-либо программы. Это однозначно мошенники! Аферисты просто играют на нашем страхе потерять деньги: в минуты стресса мы принимаем быстрые, необдуманные решения и делаем поспешные шаги. Работники банка, а тем более банковская служба безопасности никогда не звонят в мессенджеры. В случае получения такого звонка просто положите трубку.

Могут ли мошенники позвонить в мессенджер не с международного (неизвестного) номера, а с местного, принадлежащего кредитно-финансовому институту?

Раньше звонки от якобы работников банка действительно поступали с незнакомых, чаще всего иностранных номеров, но теперь мошенники могут звонить и с номера банка, подделывая его с помощью IP-телефонии. Эта технология позволяет подставить любой номер во время звонка.  

Помним! Если вас что-то настораживает в разговоре, то лучше перестраховаться, завершить звонок и перезвонить по этому же номеру, но уже точно в банк. IP-телефония работает только в одну сторону.

Какими способами еще мошенники могут пытаться завладеть средствами по телефону?

Еще один весьма популярный способ мошенничества – онлайн-объявления. Аферисты могут позвонить и сообщить о готовности приобрести ваш товар, а для этого запросить данные вашей платежной карточки, включая CVV-код (трехзначный код на ее оборотной стороне) или даже проверочный код из СМС, которое придет на ваш мобильный телефон.

Расчет на то, что вы не знаете, что для перевода денег на карточку достаточно только ее номера. Вам могут также прислать ссылку для ввода данных из СМС, ссылаясь на сервисы доставки или оплаты сайтов онлайн-объявлений. Ссылка может быть похожа на официальную и содержать название этого агрегатора объявлений, но пройдя по ней вы очень рискуете остаться без денег, которые хранятся на банковской карточке.

Помним! Расчеты производим только на официальных сайтах компаний. Их названия проверяем, прежде чем ввести туда свои данные.

1. URL-адрес, который может выглядеть как подлинный, но при внимательной проверке можно увидеть, что он содержит цифру «вместо буквы «l» или домен «.ru» заменили на «.com».

2. Знакомые практически всем буквы «http», которые мы можем увидеть в начале адреса, обозначают протокол передачи данных, при котором их намного легче перехватить, чем при защищенном «https». “S” в аббревиатуре https означает “secure”, то есть «защищенный». Иными словами, если веб-сайт работает с протоколом «https», то канал передачи данных между браузером и сервером, на котором размещается веб-сайт, надежно зашифрован.

Что нужно помнить каждому держателю банковской карточки?

Соблюдая элементарные правила, можно обезопасить себя от потерь, ненужных разбирательств с банком и плохого настроения.

  • Никогда не торопитесь с ответом в телефонном разговоре и не бойтесь положить трубку, ведь второпях вами правят эмоции, а не разум! Перезвоните сами в банк, чтобы убедиться, что все в порядке.

  • Если вам звонят с предложением перечислить деньги (выйгрыш, наследство от почившего неизвестного родственника или просто неожидаемую вами сумму из незнакомого источника) – не спешите радоваться. Лучше проверьте информацию.

  • Никогда и никому не сообщайте ваши персональные данные, а также данные карты, CVV-кода (трехзначный код на оборотной стороне) или проверочный код из СМС.

Что делать, если данные карточки все же попали в руки мошенников?

Если такое произошло, сразу звоните на официальный номер банка, указанный на обратной стороне карточки, чтобы ее заблокировать.

Телефон Контакт-центра Белинвестбанка – 146. Связаться с его сотрудниками вы можете в режиме 24/7/365.

Если вы используете Мобильное приложение или Интернет-банкинг, блокировку можно выполнить самостоятельно.

Денежные средства со счета скомпрометированной карточки до ее блокировки можно оперативно перевести на кошелек Оплати™ или другую вашу карточку. После блокировки деньги можно обналичить в отделении банка.

Бывают ситуации, когда карточка была заблокирована слишком поздно. Если мошенники успели «почистить» счет, нужно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Будьте бдительны, а если у вас остались вопросы, задайте их непосредственно сотрудникам банка.