Перейти к содержанию

Осознанное потребление, или может ли бизнес быть ЭкоЛогичным?

В идеале любой бизнес должен быть эффективным, прибыльным и успешным. Но сегодня среди трендов появился еще один – ЭкоЛогичность. Внедрение экомышления в бизнес-среду широко распространяется в Европе и постепенно приходит в нашу страну. Заместителя Председателя Правления ОАО «Белинвестбанк» Сергея Лунегова в ежегодном буклете мы попросили рассказать о том, какие изменения произошли в первом ЭкоЛогичном банке в свете нового позиционирования за последний год. Какими передовыми экоидеями банк готов поделиться с партнерами? Что сдерживает развитие экологичного бизнеса, и ценит ли клиент экологичность? 

– Сергей Викторович, на ваш взгляд, может ли вообще бизнес быть экологичным?

– Сегодня бизнес не просто может, а должен быть экологичным. Если говорить о глобальных трендах, то многие компании стремятся к тому, чтобы быть экологичными. Мне кажется, все зависит от «зрелости» бизнеса и его готовности меняться. Компании постиндустриального периода оказывают значительное воздействие на окружающую среду и, осознавая свою ответственность, пытаются минимизировать факторы, оказывающие влияние на экологию, скорректировав свои бизнес-процессы. Но одного желания недостаточно, чтобы перейти от слов к делу, необходимы четкие регламенты и нормы, которых бизнес должен придерживаться. В этом случае он может претендовать на экологичность. Путь банка в данном направлении начался сравнительно недавно. И прежде всего мы четко определили у себя внутри принципы и подходы к организации системы экологического и социального управления. Они касаются предотвращения и минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду, людей и их здоровье от деятельности как самого банка, так и финансируемых им проектов. Это так же важно, как и важны современные стратегии, осознанные подходы и взвешенные решения. Приведу простой пример – изготовление одноразовой посуды: пластиковой или бумажной. Плюсы и минусы и в первом, и во втором случае очевидны – спорить о них можно бесконечно. Если первый и второй вариант вызывает нарекания, то вопрос не в том, какой из них выбрать, а как минимизировать количество такой посуды, используемой в быту? Вот это уже про осознанное потребление и грамотную стратегию. А для бизнеса – поиск новых решений и возможностей.

– Но согласитесь, в большинстве случаев на одной чаше весов прибыль, на другой – экологичность продукции, которая, как правило дороже. Что выберет бизнес, и на чем остановится потребитель – вопрос риторический…

Да, к сожалению, пока мы видим, что развитие экологичных бизнесов сдерживается в том числе и ценовым фактором. По сути, основной массе покупателей не важно, как поступили с экологией, чтобы произвести тот или иной товар. Нужен определенный уровень сознания общества для того, чтобы бизнес становился более экологичным. Но важна и обратная взаимосвязь, своеобразный стимул для компаний. Например, сегодня государство платит повышенный тариф за электроэнергию, получаемую альтернативным путем, и это имеет положительную динамику. Специальные программы позволяют осуществлять финансирование «зеленых проектов». Мы видим хороший пример экологичности в рыночных отношениях.  

– Как первый ЭкоЛогичный банк развивает свою эконаправленность? 

– Это комплекс мероприятий, который осуществляется по всем направлениям деятельности. Наш банк традиционно поддерживает экологические проекты партнеров. Благодаря специальному продукту «Экологичный» в прошлом году осуществлены крупнейшие сделки по «зеленым» проектам: финансирование фотовольтаической электростанции, а также ветроэнергетической установки, которая станет самой крупной не только на территории Беларуси, но и на всем пространстве СНГ. Реализуя концепцию ЭкоЛогичного позиционирования, банк первым на рынке выпустил продукт «Экологичная карта». Сейчас мы эмитируем карточки из биоразлагаемого пластика, чем вносим свой вклад в сохранение природных ресурсов.

– Организация становится ЭкоЛогичной только после того, как и руководство, и сотрудники начинают разделять эти идеи, жить ими. На ваш взгляд, насколько банк продвинулся в этом направлении с момента смены позиционирования?

– Мы активно поддерживаем и развиваем этот тренд среди сотрудников. Вовлекаем их в экопроекты, которые реализует банк, проводим вебинары и различные экологичные активности, продвигаем принципы осознанного потребления. При приеме на работу, например, обращаем внимание, насколько человек разделяет принципы ЭкоЛогичности. Радует, что сознание многих людей постепенно приходит к тому, что важно рационально относится к окружающей среде.

Многие наши сотрудники, приверженцы здорового образа жизни, используют велосипеды, когда тепло, чтобы добираться на работу. Это их вклад в сохранение окружающей среды. У нас в центральном офисе вся велопарковка традиционно занята. В связи с такой популярностью использования экотранспорта мы открыли новые велопарковки – в Витебске, Минске и Барановичах.  В этом году продолжим увеличивать их количество.

Бумагу, которую использует банк, мы собираем и сдаем на вторичную переработку. Для этого установили около ста контейнеров из перерабатываемого гофрокартона. Это и удобно, и экологично. Контейнеры заметны клиентам и сотрудникам благодаря нашему экобренду. Как известно, 40 % всех твердых бытовых отходов – бумажные, а переработка 1 тонны макулатуры экономит 10 деревьев. В прошлом году мы собрали 42 тонны, получается, спасли 420 деревьев! В ближайшее время начнем сбор элементов питания. Все это простые действия, но они вносят вклад в сохранение окружающей среды. Можно сказать, шаг за шагом продвигают нас в направлении осознанного потребления.

– А что касается клиентов и партнеров банка, насколько они готовы поддерживать это направление?

– Начнем с того, что те, кто хочет развивать ЭкоЛогичный бизнес, абсолютно точно приходят к нам за финансированием. Кроме того, мы транслируем принципы осознанного существования среди наших клиентов. Например, вручаем им экоподарки: записные книжки, страницы которых сделаны из переработанной яблочной кожуры, стильные ежедневники с обложкой из переработанного картона, такие же шариковые ручки, прекрасные чашки… из пшеницы. Это все привлекает внимание к экопозиционированию и поддерживает наши идеи среди клиентов. Кто знает, возможно, это подвигнет другие компании последовать нашему примеру. Кроме того, мы продолжаем выстраивать свои внутренние бизнес-процессы, чтобы быть ЭкоЛогичными во всем.

– Каким вам представляется современный ЭкоЛогичный офис?

– Экоофис – это целая философия организации пространства, людей и средств, которые они используют. Ключевым в нем, на мой взгляд, является рациональное и эффективное использование ресурсов и минимизация негативного влияния на окружающую среду. Учитывая широкую филиальную сеть банка, а это 6 региональных дирекций, Главное операционное управление, 25 центров банковских услуг, а также 59 удаленных рабочих мест, эта работа идет поступательно.

Первый шаг в направлении экоофисов – безбумажные офисы. В 2020 году по сравнению с предыдущим мы почти на 12 % сократили использование бумаги, для такого банка как наш это значимо. В этом году еще больший перечень договоров с клиентами мы уже планируем оформлять посредствам использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сейчас проводим последние настройки, чтобы внедрить эту технологию. Надеюсь, что в ближайшем будущем и договоры по активным операциям тоже будут подписываться в электронном виде. Для экономии энергоресурсов постепенно меняем старые лампы накаливания на экономичные светодиодные светильники.

Значимая составляющая экологичного офиса – забота о здоровье сотрудников. У банковских работников – малоподвижный образ жизни. Поэтому важны физические разминки. Будем рекомендовать проводить такие разминочные паузы на протяжении рабочего дня. В нашем центральном офисе недавно открылся тренажерный зал, бесплатный для сотрудников. Кроме того, мы предлагаем им пользоваться спортивными услугами в оздоровительных центрах и бассейнах с частичной компенсацией стоимости услуг.    

– Сергей Викторович, поделитесь Вашими личными экологичными лайфхаками, которые можно взять на заметку каждому?  

– Я не использую визитку в бумажном виде. У меня она электронная, делюсь с партнерами своими данными по QR-коду. Это очень удобно.

Обращаю внимание на сбор мусора: батарейки, элементы питания отношу в специальные пункты сбора. Но я не разделяю мусор, хотя для меня это не проблема. Вопрос в том, что возле моего дома мусоровоз собирает содержимое всех контейнеров в общий, поэтому смысл домашней сортировки теряется. Иногда думаю, что осознанное потребление формируется в том числе и рублем: если бы за вывоз неотсортированного мусора были установлены повышенные тарифы, люди относились бы к этому иначе.

Я использую многоразовую защитную маску. Думаю, что каждый день новая одноразовая – не экологичный подход. Надеюсь в будущем пересесть на электромобиль, пока пользуюсь более распространенным, с двигателем внутреннего сгорания. Возможно, это мелочи, которые глобально не влияют на экологию, но я вношу свой посильный вклад. Это мои экопринципы, которые я постепенно расширяю. И это может делать каждый.

– Какие дальнейшие планы в реализации ЭкоЛогичного позиционирования Белинвестбанка?

– Среди перспектив – перейти на биоразлагаемый пластик для производства карточек, а затем и вовсе от него отказаться. Конечно, сейчас виртуальные карточки уже у многих в смартфонах, но на физическом носителе она все равно существует, лежит в кошельке или дома.

Дальнейшее снижение потребления бумаги и электроэнергии, развитие экоофисов, продуманное выстраивание транспортной логистики, чтобы и в этой части минимизировать влияние на окружающую среду, – также входит в наши планы. А еще разработка и внедрение новых экологичных продуктов и поддержка наших партнеров, которые хотят реализовать «зеленые проекты». Самое главное: это отстройка бизнес-процессов, которые будут являться логичными и простыми как для наших сотрудников, так и для клиентов.

Осознанное потребление, сохранение экологии зависит от каждого – это касается и бизнеса, и общества, и конкретного человека.