Перейти к содержанию

Социальная ответственность бизнеса. Уроки 2020 года

Корпоративная социальная ответственность бизнеса или КСО. Сегодня, пожалуй, нет компании, которая бы не развивала данное направление деятельности. Вопрос только в масштабе и открытости – иными словами, готовности сказать об этом во всеуслышание. Вместе с тем, и те, кто информацию о проектах в сфере КСО размещают на своих корпоративных сайтах, и те, кто предпочитают не афишировать масштабы помощи, приняли самое активное участие в жизни общества во время разгара пандемии коронавируса. После этого споры насчет того, КСО – это PR или возможность изменить мир к лучшему, прямо скажем, поутихли. Их место занял главный вопрос: какие тренды КСО возникли в контексте пандемии? Своим видением ситуации в рамках ежегодного буклета поделился заместитель Председателя Правления ОАО «Белинвестбанк» Игорь Борейко.

– Игорь Георгиевич, на ваш взгляд, как можно определить качество деятельности той или иной организации по направлению корпоративной социальной ответственности?

– Мне кажется это больше философский вопрос. Нельзя сравнивать возможности крупной организации и небольшой компании. Точно также невозможно поставить на чашу весов посадку деревьев или приведение в порядок территории и спасение жизни ребенка. Поэтому, каждая организация определяет для себя основные приоритеты и направления оказания помощи, вырабатывает механизмы взаимодействия с обществом. Лично для меня важны прежде всего реальные достижения организации по направлению КСО и эффективность трансляции этих достижений в публичное пространство.

– Вы не являетесь приверженцем теории о том, что добрые дела любят тишину?

– Я не люблю крайности. Нарочито молчать и говорить, нет, я ничего не делаю, или наоборот пытаться сообщить каждому о том, какие проекты реализуешь – на мой взгляд это немного странно. Важно понимать, что ваш пример может подтолкнуть на подобную деятельность многих людей, целые компании, которые до этого просто не задумывались, что это кому-то необходимо. Я понимаю, что традиции меценатства имеют глубокие корни, вместе с тем, если у банка с почти тридцатилетней историей направления КСО определены очень четко, то молодой компании еще нужно к этому прийти. Приверженность принципам социальной ответственности как раз и характеризует зрелость бизнеса. Принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными, а любая информация о КСО, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности. Иными словами, придерживаться принципа открытости. Программы, которые реализует организация, или помощь, которую оказывает, должны носить регулярный характер, быть системными. И особенно важно, чтобы они осуществлялись в тех сферах, в которых общество испытывает особую потребность именно сейчас. Важна значимость реализуемых проектов и 2020 год это отлично показал.

– 2020 год. Как он повлиял на корпоративную социальную ответственность бизнеса? Какие тренды выявил?

– 2020 год изменил представления и компаний, и общества о корпоративной социальной ответственности. Сместился вектор значимости социальных проектов. На первый план вышли проблемы чрезвычайной важности – противодействие распространению COVID-19. И вы помните какое мы видели единение бизнеса и общества …  Буквально за несколько месяцев выявились новые тренды в направлении КСО. Я бы выделил три основных. Партнерство – объединение усилий разных компаний для получение максимального эффекта в их социальной деятельности. Диджитализация – развитие дистанционных услуг во всех сферах жизни. И, наконец, волонтерство. Появилось огромное количество людей, которые добровольно и безвозмездно оказывали помощь тем, кто в ней нуждается. Мне кажется каждый из нас «примерил» на себя эту деятельность. Я сужу по знакомым, коллегам, сотрудникам нашего банка. Не осталось людей, которые бы остались в стороне.

–  В Белинвестбанке подхватили тренды, о которых вы говорили? И что стало с теми направлениями, которые вы традиционно поддерживали?

– Мы, конечно же, стали частью всеобщего процесса, перенаправив свои ресурсы на реализацию комплекса мероприятий для противодействия распространению каронавирусной инфекции. При этом, не перестала быть актуальной помощь детям, экологический и социальный менеджмент поддержка науки и образования, здорового образа жизни и спорта или национального наследия. Все эти направления мы продолжали развивать по мере возможности и достигли неплохих результатов. Но, мы понимали степень значимости новых вызовов и приняли их. Сотрудники, клиенты, медицинские учреждения – мы для себя выделили эти три направления. В их рамках мы создавали возможности, обеспечивали безопасность и помогали оставаться активными, несмотря на ограничения и барьеры – это наш ответ COVID-19.

– Это были три отдельные программы?

– Это был комплекс мер, направленный на данные категории получателей помощи. Банк традиционно обеспечивает безопасность финансов, но в 2020 году мы перенаправили ресурсы на обеспечение безопасности личной. Для сотрудников: обеспечение средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами, организация удаленных рабочих мест, разведение потоков прихода на работу и ухода с нее в крупных офисных зданиях, страхование и материальная помощь работникам, переболевшим в 2020 году COVID-19. Для клиентов банка – масочный режим, санитайзеры, предварительная запись на обслуживание – это по умолчанию. Кроме этого, мы стали одними из первых, кто начал проводить масштабную кампанию по перенаправлению клиентов из офисов в дистанционные каналы обслуживания и, исходя из потребностей, оперативно расширяли возможности сервисов. Перечень дистанционных продуктов за этот год увеличился в разы, как для корпоративных клиентов, так и для частных. Практически по всей стране внедрили возможность бесконтактной оплаты проезда благодаря мобильному платежному сервису Оплати™, увеличили сетку партнеров, обеспечив безопасные платежи. Плюс к этому расширилась возможность осуществления платежей с помощью внедрения новых платежных сервисов.

– Как помогали медикам? Это была спонсорская помощь или отдельные проекты?

– Помимо благотворительной (спонсорской) помощи была осуществлена закупка и передача средств индивидуальной защиты в медицинские учреждения, ввели символическую абонентскую плату для государственных медучреждений, находящихся на пакетном обслуживании в банке. Совместно с партнерами реализовали акцию по сбору средств для медицинских учреждений #ОПЛАТИвПОМОЩЬ. Сбор осуществлялся с помощью сервиса Оплати™, и дал возможность каждому жителю страны, в том числе сотрудникам банка не остаться в стороне от всеобщей проблемы и стать благотворителем быстро и просто, а главное – адресно. В списке получателей адресной помощи было более 40 медицинских учреждений. Всего несколько кликов – и пожертвования попадали в конкретное учреждение здравоохранения, либо взнос можно было перечислить на общий благотворительный счет Минздрава на проведение мероприятий по охране здоровья и лечения пациентов с COVID-19. Осознанно сейчас не называю суммы. Повторюсь, чем крупнее организация, тем больше у нее возможностей в оказании помощи. Но я уверен, что вклад, внесенный, например, волонтером, который ездил в пик эпидемии и продолжает ездить сегодня по домам совершенно незнакомых ему людей, у которых подтвердился COVID-19, привозит необходимые продукты или лекарства – ничуть не меньше, чем вклад организаций. И нам очень приятно, что среди сотрудников Белинвестбанка тоже есть такие люди, которые после работы становятся волонтерами и помогают с покупкой медикаментов и продуктов. Все больше коллег принимают участие в собственных волонтерских проектах банка. Кто-то навещает мальчиков и девочек в детских домах и старается помочь тем, кому это особенно нужно, кто-то спасает бездомных животных или заботится об экологии.

– Сегодня в Белинвестбанке волонтерство – это тренд?

– Можно сказать и так. В прошлом году наши сотрудники приняли участие в 7 внешних инициативах, организованных волонтерами других организаций. Кроме этого, реализовали внутри банка 8 значимых проектов. Среди них благотворительный проект «Уютные пижамки» для детей, находящихся в социально-педагогическом центре Московского района столицы. Ребята, которые попадают в такие социальные центры, часто появляются там без вещей первой необходимости, тем более, без пижам. У многих некоторой одежды, например, теплой, может вообще не быть. Часто их забирают из семьи очень быстро, некоторые дети оказываются в положении, которое угрожает их жизни и здоровью. В рамках проекта мы с сотрудниками приобрели ребятам замечательные пижамы. Удалось помочь и тем детям, которые нуждались в теплой одежде. Планируем продолжение теплых отношений. Из того, что вызвало особый резонанс, собственная благотворительная акция «Связанные добром» для оказания помощи недоношенным детям.

Как правило такие инициативы всегда находят отклик в сердцах наших сотрудников и очень объединяют. А получателями помощи в рамках наших волонтерских проектов становятся не только подшефные учреждения, их круг значительно расширяется. Во всех цивилизованных странах волонтерскую работу считают неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Если ты в силах – ты помогаешь обществу. Это концепция социальной ответственности каждого человека, из нее складывается социальная ответственность организации. Создание устойчивой мотивации к социально направленной деятельности как среди сотрудников банка, так и в обществе в целом – одна из задач, которую ставит перед собой банк в рамках своей корпоративной социальной ответственности.