Перейти к содержанию

Женский бизнес: научить, помочь или все же не мешать?

Понятие «женский бизнес» вошло в нашу картину мира сравнительно недавно и у многих до сих пор вызывает вопросы. Например, зачем выделять женский бизнес в отдельную категорию? Чем он отличается от мужского? Почему нуждается в какой-то особенной поддержке? На все эти вопросы в Белинвестбанке ответили еще в 2018 году, когда создали специальный Центр, выделив женский бизнес в отдельное направление, и начали проводить активную работу по его развитию. Белинвестбанк стал местом притяжения для женского бизнеса в Беларуси. Сегодня в банке обслуживается 10,5 тысяч субъектов женского предпринимательства, относящихся к малому и среднему бизнесу. За прошлый год появилось более тысячи новых. У начальника Центра поддержки и развития женского предпринимательства ОАО «Белинвестбанк» Виктории Байран в ежегодном буклете мы узнали об основных тенденциях развития женского бизнеса, о самых популярных его сферах и прибыльных направлениях.

– Виктория, сегодня Белинвестбанк поддерживает начинающих бизнес-леди, проекты и компании, которые уже широко известны и зарекомендовали себя на рынке. Как вы считаете, что их притягивает в банк?

–  Меня радует, что общество, наконец, приняло догму, что бизнес под силу вести не только мужчинам, но и женщинам, которые сегодня стремятся быть сильными и независимыми. Что их привлекает в банке? Я думаю это и внимание, и сервис, и особый подход, и комплекс услуг, который мы предоставляем, и привлекательные условия. И если первые несколько определений относятся скорее к категории «нравится – не нравится», то условия можно легко сопоставить с другими на рынке. Те, что предлагаем мы, заметно отличаются от аналогичных не только тарифной политикой. Например, наши бизнес-леди могут воспользоваться преференциями от страховых компаний, выбрав уникальную программу медицинского страхования для женщин, заключив договоры страхования на специальных условиях (со скидкой до 15 %). Привлекают услуги нефинансового характера. Это в первую очередь наши информационно-образовательные проекты для женского бизнеса: специальные семинары и мастер-классы, которые мы проводим регулярно с экспертами-практиками, а также полноценный курс бизнес-обучения с преподавателями одного из ведущих учреждений образования. Многие используют возможность обучения и развития, которую предоставляет Центр, чтобы повысить свою финансовую грамотность, узнать о бизнес-трендах, получить помощь специалистов и экспертов в ведении бизнеса.

– Вы акцентируете внимание на информационно-образовательных программах. Расскажите о самых масштабных проектах 2020 года.

Совместно с нашим партнером, Бизнес-школой ИПМ, банк реализовал два крупных проекта, в которых приняло участие около 300 участников. Первый – «Стратегическое развитие женского бизнеса» – завершился в марте 2020 года, второй – «Секреты успешного бизнеса» – в декабре. Запуская проекты, мы стремились помочь участникам вести и развивать бизнес в ногу с современными тенденциями и с учетом постоянно изменяющихся условий рынка, а также создать условия для обмена опытом и инсайтами, способствовать формированию новых коллабораций. При этом с каждой новой сессией мы совершенствуем программы бизнес-обучения и форматы их проведения. Это полноценное серьезное обучение, которое, я надеюсь, мы продолжим и дальше.

– На что вы ориентируетесь, формируя обучающие программы: зарубежный опыт, рекомендации бизнес-тренеров, пожелания самих клиентов?

Мы ориентируемся прежде всего на запросы и потенциал женщин, стараемся быть активными промоутероми их бизнес-идей и инициатив. В 2020 году банк выступил генеральным партнером первого в Беларуси масштабного форума для женщин, приуроченного к Международному женскому дню, – Global Women Forum. На нем собралось более 4 тысяч представительниц прекрасного пола! Знаете, это была своего рода концентрация энергии и силы успешных белорусских женщин – получилось очень мощно и вдохновляюще. Также в рамках партнерства с Бизнес-школой ИПМ и компанией Visa банк поддержал лучшие женские проекты Конкурса предпринимательских идей и онлайн-хакатона для женщин-предпринимателей, минимизировав затраты на банковское обслуживание на старте бизнеса. Поэтому идеи мы черпаем повсеместно, но в первую очередь опираемся на потребности времени и запросы самих предпринимательниц. Как показывает мой опыт, женский бизнес – очень интересное направление и крайне перспективное.

– Представительницы каких направлений бизнеса в 2020 году активнее всего сотрудничали с Центром?

–  Уверенно лидирует сфера торговли. И в первом, и во втором потоке обучения в рамках информационно-образовательных программ у нас было наибольшее количество представительниц бизнеса именно в этой сфере. Среди наиболее популярных также консалтинг (юридические и бухгалтерские услуги, налогообложение), медицина и бьюти-индустрия, ненамного уступают сферы грузо- и пассажироперевозок и промышленное производство.

– Исходя из статистики Центра можно сделать вывод, что сегодня стерты границы как таковые между сферами деятельности женского и мужского бизнеса. Об этом свидетельствует присутствие прекрасной половины, например, в грузоперевозках и производстве. Получается, сейчас стираются стереотипы, которые касаются условного деления бизнес-направлений на мужские и женские?    

– Вы знаете, все же тенденция, когда женщины больше приходят в бьюти- индустрию и медуслуги, сохраняется. Но в то же время меняется устоявшийся стереотип о том, что машиностроение – это только мужской бизнес. Сейчас возрастает количество женщин, которые стремятся расширить сферы деятельности и выйти за рамки «традиционно женских», они не боятся создать конкуренцию мужчинам. Они анализируют доходность сферы и выбирают то, что принесет прибыль. Сегодня не очень актуально, например, такое направление как «опт-розница», слишком сложно составить конкуренцию крупным ретейлерам. Об этом, в том числе, мы говорим на наших мероприятиях.

– Если говорить о развитии женского бизнеса в регионах, есть ли здесь какие-то особенности?

– Безусловно, есть определенные тенденции. В Брестской области, например, отлично развивается пошив одежды как бизнес. Там большая концентрация наших дизайнеров. И в Бресте, и в Гродно активно развивается туризм, ресторанный бизнес, бьюти-индустрия. Эти города традиционно привлекают туристов. Хорошо развивается бизнес в Витебске – близко Россия, а соответственно и рынки сбыта. Несколько медленнее развивается женский бизнес в Могилеве. Но задача нашего Центра и в том, чтобы привлекать больше людей в сферу предпринимательства, от этого выгоду получат все. Хочу отметить, что все наши информационно-образовательные программы мы проводим в том числе и в регионах.

– На каких трендах в бизнесе в свете новых реалий акцентировали внимание предпринимательниц эксперты, которые принимали участие в информационно-образовательных программах, да и Вы сами?

– Если коротко, то выходить за рамки! Рассматривать разные идеи бизнеса, а не только те традиционные, которые мы сейчас видим вокруг. При этом обязательно учитывать ситуацию и тренды, например, изменение каналов продаж – сейчас многое перешло в онлайн. Этому способствовала, в том числе, и пандемия коронавируса. Я говорю не только о доставке товаров, в онлайн сегодня перешли и услуги. Акцент нужно делать на развитии совершенно нового формата работы. Если говорить про микро- и малый бизнес, здесь многое зависит от умения наладить партнерские отношения. Партнерство сегодня – еще один тренд. Например, кто-то печет пироги, а кто-то занимается доставкой, встретились у нас на мероприятии, познакомились и успешно работают. Это уже коллабарация. А если еще и доставка осуществляется на экологичном транспорте, а такие примеры у нас есть, это особенно важно подчеркнуть. Развитие принципов ЭкоЛогичночности – это еще один тренд в обществе. Кроме того, автоматически возникает уникальное торговое предложение на рыке. Это то, чем вы будете отличаться от остальных, то, почему вас узнают. Уникальность – еще один тренд!

– Внимательно следить за трендами – важно, а что еще, на Ваш взгляд, необходимо, чтобы стать успешной в бизнесе?

– Постоянно учиться, в том числе на собственных ошибках. Говоря про учебу, не забывать про матчасть, так как если ты не понимаешь, за счет чего складываются расходы, их невозможно сократить. Важно постоянно общаться в бизнес-среде, быть в тренде, делиться собственным опытом и перенимать чужой. И еще я посоветовала не останавливаться на достигнутом, осваивать новые горизонты и ставить новые цели. Например, у вас уникальная продукция собственного производства – ищите возможности выхода на международный рынок со своим бизнесом, не ограничивайте себя рамками.

– На Ваш взгляд, что наиболее важно для женщин в бизнесе: научить его ведению, помочь с открытием и развитием или все же не мешать?

– Думаю, все зависит от каждого конкретного случая. Но совершенно точно представительницы бизнеса, которые приходят к нам, открыты к тому, чтобы учиться новому и, при необходимости, получать помощь экспертов и поддержку от Белинвестбанка.

– Какие планы у Центра поддержки и развития женского предпринимательства на 2021 год?

– Планов, конечно, много. Главное, что все мероприятия напрямую будут способствовать укреплению потенциала Центра. Одно из таких – продолжение информационно-образовательных встреч «Секреты успешного бизнеса». Дальнейшее развитие услуг: ряд привлекательных акционных предложений действует уже с начала 2021 года. Например, для новых клиентов банка – «Успешный ключ». В его рамках под акционные предложения попадают три пакета услуг: «ИП-Успешная» для женщин-индивидуальных предпринимателей, «Успешная» и «Ступень бизнеса 2» для юридических лиц.

Мы не забываем заботиться о здоровье своих клиентов, поэтому в преддверии весны подготовили уникальное предложение для представительниц прекрасного пола в рамках добровольного страхования медицинских расходов «Асобая!» или «Для настоящей леди!». Они предоставляют специальные условия оказания медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения и коммерческих медицинских центрах и оформляются только в офисах Белинвестбанка.

Этих предложений будет еще больше, так как мы, следуя глобальным тенденциям, акцентировали внимание на росте предпринимательства среди женщин и стремлении бизнес-сообщества обеспечить максимальную защиту ведения своего дела, на оказании всесторонней поддержки и создании условий для становления и роста женского предпринимательства во всех регионах страны. 

Узнать подробнее о деятельности Центра, а также об актуальной информации о проводимых мероприятиях – в Официальной группе «Бизнес. Не только мужское дело» в Facebook и аккаунте @bi_business в Instagram.